Эссе "Современное дошкольное образование России: проблемы и перспективы развития"

         Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание актуально для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. Приходя в дошкольное учреждение, ребенок получает возможность для полноценного развития, активной жизни во всех видах детской деятельности.

        Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья для ребенка является первым «институтом образования». Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе, а первый опыт жизни в коллективе - это детский сад. Главное преимущество детского сада - наличие детского сообщества. Благодаря наличию детского сообщества создается пространство социального опыта ребенка. И мы, взрослые должны понимать, что ребёнок развивается здесь и сейчас, проживая свой значимый для становления личности возрастной период, который закладывает базу успешности в разных сферах жизнедеятельности. Играя, конструируя, рисуя, экспериментируя, он переживает и осознает сделанные открытия, воплощает свои идеи. Осваивает нормы поведения, культурные и моральные ценности, учится общаться, что дает ему возможность расти духовно и физически.

 Ни для кого не секрет, что современные дети отличаются от детсадовцев десятилетней давности. Сегодняшние дети более самостоятельные, технически подкованные, что дает им возможность получать в сети интернет различную информацию, и современному педагогу надо очень постараться, чтобы вызвать интерес к получаемой информации, занятиям. Ребенок позиционирует себя, как личность, со своей позицией, интересами куда более с ранних лет. Поэтому, мне кажется утверждение разработчиков Стандарта « не ребенок должен готовиться к школе, а школа готовиться должна к ребенку», как нельзя точно отражает личность современного детсадовца. Современные же родители приводят ребенка в детский сад с твердым убеждением того, что воспитатель и специалисты обязаны воспитать и обучить ребенка.  При этом большинство родителей считает, что дошкольная организация должна предоставить весь спектр востребованных дополнительных образовательных услуг, чтобы не водить ребенка по вечерам в кружки,  секции  и т. п. Педагоги не могут  выполнять весь воспитательный процесс, а могут только помочь родителям в этом, направить их в нужное направление , предложив родителям свою помощь. Ведь образовательный стандарт говорит нам о том, что семья и детский сад должны действовать вместе. Исходя из этого перед детским садом и воспитателем в частности, встает проблема взаимодействия с родителями.       Я думаю, что в данном направлении придется еще долго работать, прежде чем мы получим себе родителей как союзников, а не потребителей образовательных услуг.

Не все еще педагоги могут отойти от рамок «жесткой предметности», т.к. в отечественной педагогике акцент делался на игровых формах и методах обучения , а не на свободной игре. Однако для развития ребенка очень важно, чтобы играл именно ребенок, а не взрослый. Как сказала наша заведующая (В.Н.Пилипчук), после просмотра одного открытого занятия: «Сама наговорилась (педагог), сама наигралась». Педагогам-стажистам тяжело перестроиться на новые технологии и методы, а молодым специалистам негде это посмотреть. Поэтому, как в сказке «Иди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что».  Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады. Причина этого проста - труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил, а оплата оставляет желать лучшего. Отсюда следует краткий вывод: достойным педагогам – достойную зарплату.

    Следующая на мой взгляд проблема – это недостаточная материальная база. Согласно образовательному стандарту нам необходимо обеспечить предметно-развивающую среду, которая будет полифункциональная, вариативная, содержательно-насыщенна, трансформируема, доступна и безопасна. Все мы это знаем. Но тут появляется другая проблема, если два последних пункта: обеспечение доступной и безопасной среды, где-то полностью зависит от воспитателя,  то остальные пункты от нас не зависят.  В наше время всё сводится к тому, что воспитатели должны обеспечить и выполнить условия реализации ФГОС ДО, но как это сделать, если нас оставляют один на один с проблемами насыщаемости предметно-развивающей среды. Здесь я говорю о том, что финансирование со стороны государственных органов сведены к максимальному минимуму. Ни для кого не секрет, что, то обеспечение, которое имеется в наших детских садах сейчас, оставляет желать лучшего. И мы этого лучшего желаем и очень хотим работать в современных условиях с современной предметно-развивающей средой. К сожалению, так и остается производить попытки решения данной проблемы своими силами.

Самым главным плюсом ФГОС считаю трактовку результатов педагогической диагностики (мониторинга). Если, раньше считалось, что ребенок не освоивший курс образовательной программы – это значит «плохой педагог», то сегодня результат диагностики, это показатель не работы педагога, а развития ребенка, его возможностей на сегодняшний день и возможность корректирования дальнейшего процесса обучения.

Какие перспективы развития? На сегодняшний день современные семьи нуждаются в различных формах функционирования дошкольных учреждений: группы с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, группы праздничного и выходного дня, группы кратковременного пребывания. Также на сегодняшний день дети с 1,6 до 3-х лет нуждаются в местах в детском саду, вывод: надо открывать ясли.

 В завершении хочется сказать, что период внедрения ФГОС ДО без сомнения сложный, трудоемкий, в какой – то мере, непонятный процесс. Но есть педагоги, готовые творить, нестандартно мыслить, подстраиваться под  изменяющийся социальный заказ родителей, обучаться. Будем надеяться, что нововведения сегодняшнего дня позволит дошкольному образованию занять достойную первую ступень в системе образования России.

Категория: Мои статьи | Добавил: solodovnik2020 (01.03.2020)
Просмотров: 391 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar